Отец высокой моды Чарльз Фредерик Ворт. Часть 1. Восхождение к вершине.

Чарльз Фредерик Ворт (Уорт) (Charles Frederick Worth, 13 октября 1825 – 10 марта 1895) считается первым современным кутюрье и основателем Высокой моды (Haute Couture).

Высокая мода (фр. Haute couture, итал. alta moda, от-кутюр, дословно «Высокое шитье») — швейное искусство высокого качества. Сюда относится творчество ведущих салонов мод, которые задают тон международной моде; уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента.
Понятие «от-кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Мода от-кутюр обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моды и первым распределил коллекции по сезонам (за определение спасибо русской Википедии, ru.wikipedia.org).

Чарльз Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 года в городе Борн (Bourne) графства Линконшир (Linconshire) в Великобритании. Его отец, Вильям Ворт (William Worth), был юрисконсультом и по совместительству пьяницей, растрясавшим весь семейный бюджет. Тяжелое финансовое положение вынудило мать Чарльза отдать двенадцатилетнего мальчишку на обучение торговле одеждой в Swan & Edgar, крупный и популярный у модников того времени универмаг одежды, расположенный на Пикадилли сёркус (Picadilly Circus) – известной лондонской площади и транспортной развязке между улицами Пикадилли (Picadilly street) и Риджент (Regent street). Среди историков бытует мнение, что будучи любознательным и целеустремленным юношей, Чарльз «впитывал» понимание искусства и чувство стиля изучая портреты в лондонской Национальной галерее (The National Gallery), находящейся поблизости со Swan & Edgar.

Charles Frederick Worth. Фото - Charles Reutlinger.

Charles Frederick Worth. Фото — Charles Reutlinger.

Обучение и работа в Swan & Edgar познакомила Ворта с предпочтениями в одежде богатой публики, с качественными дорогими материалами. Эти знания, дополненные экскурсиями в Национальную галерею, стали в итоге бесценными и основополагающими для него как для модельера.

В 1845 году Чарьлз Уорт покидает Swan & Edgar и переходит на работу в Lewis & Allenby, торгующим шёлком и другими дорогими тканями. Работа в Lewis & Allenby продолжается совсем немного, т.к. в этом же 1845 году Ворт возвращается обратно в Париж, чтобы продолжить работу в текстильной индустрии у себя на родине.

В 1847 году он устраивается на работу в один из моднейших магазинов Парижа середины 19 века Gagelin & Opigez, специализирующийся на продаже тканей, платков, шалей, кружева и готовой одежды привилегированным парижанам. Он быстро проходит по карьерной лестнице и вырастает до ведущего (старшего) продавца в отделе шалей и мантий, где знакомится и начинает работать с юной леди Мари Августин Верне (Marie Augustine Verne).

Ворт был виртуозным продавцом, воспитанным и эрудированным. Он практически соблазнял покупателя на покупку. Главным его оружием в борьбе за кошелек состоятельного посетителя стала Мари Верне, которую он стал привлекать в качестве модели для демонстрации товаров своего отдела. Между Чарльзом и Мари вскоре завязался роман. Мари, благодаря Чарльзу, стала первой в истории моделью.

В 1850 году Чарльз Фредерик Ворт разрабатывает первые платья для Мари Августины, которые, по его задумке, должны были подчеркнуть товары их отдела в Gagelin & Opigez и, что, конечно же, более важно, привлечь внимание к личности Уорта как модельера. Мари поощряла творчество Ворта и была его музой. Благодаря поддержке супруги Уорт смог в полной мере проявить свой творческий потенциал. Его платья отличались от общепринятых представлений того времени, были идеально сшиты и безукоризненно элегантны в своей простоте.

Постепенно спрос на одежду от Ворта рос и он договорился со своими работодателями о выделении ему небольшого помещения в стенах Gagelin & Opigez под ателье. Мари была его бессменной моделью. Этот случай считается первым историческим прецедентом, когда продажа тканей и искусство создания одежды объединились на благо покупателя. Более того, Чарльз Фредерик Ворт стал первым мужчиной модельером-портным. Заказчики приходили к Уорту не со своими идеями, а выбирали из уже готовых дизайнов, которые затем могли быть видоизменены согласно желаниям конкретного человека и посажены на его фигуру.

Восходящая звезда

Marie Augustine Verne (Мари Августина Верне)

Marie Augustine Verne (Мари Августина Верне)

В 1851 году Чарльз Фредерик Уорт и Мари Августин Верне поженились. Он продолжал создавать платья для своей красавицы жены и вскоре они стали встречаться не только в магазине, но и по всему городу на благодарных заказчицах. Чета Уортов стала основоположником привычной нам сегодня маркетинговой тактики:

  1. Чарльз разрабатывает новый потрясающий дизайн.
  2. Платье отшивается для Мари.
  3. Мари одевает новое платье на работу (не будем забывать, что Gagelin & Opigez имели в то время статус ультра продвинутых модников) и посещают в нем разные мероприятия в Париже.
  4. Заказы на новое платье поступают в большом количестве.

Примерно в это же время в Gagelin & Opigez происходит реорганизация и магазин переименовывается в Opigez & Chazelle. После реорганизации для упрочения своих позиций и выхода на международный рынок фирма решает принять участие во Всемирной выставке (Великая выставка промышленных работ всех народов (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations)). Это была первая мировая выставка в истории человечества. Она проводилась в Хрустальном дворце (Crystal Palace), расположенном в лондонском Гайд-парке (Hyde Park) с 01 мая по 15 октября 1851 года и стала важной вехой в истории промышленной революции.

Среди экспонатов Opigez & Chazelle было несколько шелковых платьев Ворта с ручной вышивкой, которые в итоге и помогли им стать обладателями золотой медали в соответствующей категории.
Выставку посетило около шести миллионов человек. Будучи опытным продавцом Уорт смог использовать полученное внимание с выгодой для себя и обзавелся новыми клиентками.

В 1855 году французы ответили англичанам своей Всемирной выставкой, второй по счету в мировой истории. Она проходила с 15 мая по 15 ноября на Елисейских полях и носила полное наименование как «Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств (Exposition Universelle des produits de l’Agriculture, de l’Industrie et des Beaux-Arts)». Opigez & Chazelle как одни из главных двигателей моды не имели морального права пропустить домашнюю Всемирную выставку, на которой также представили платья от Чарльза Ворта. И вновь наряды Уорта помогли им взять высшую награду в своей категории.

По мере того, как звезда Уорта поднималась все выше и выше, он начинал осознавать, что для достижения наивысшего успеха, о котором он мечтал, ему необходимо отделиться от Opigez & Chazelle. У него были высокие стремления – он намеревался изменить не только восприятие людьми моды, но и саму моду как таковую. Для реализации таких далеко идущих планов жизненно необходимы были полная свобода и спонсор, не рассматривающий модную индустрию как сферу для работы и самореализации.

В 1858 году Ворт совместно с Отто Гюставом Бобергом открывают совместное предприятие Worth & Bobergh. Подробнее об этом мы расскажем в следующем посте про Чарльза Ворта, а пока предлагаем к просмотру творения мастера для русских придворных дам.

Чарльз Ворт (Charles Worth), бархатное платье, 1880-е г.г., Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт (Charles Worth), бархатное платье, 1880-е г.г., Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт (Charles Worth), платье, 1880-е г.г., шелк, вельвет, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт (Charles Worth), платье, 1880-е г.г., шелк, вельвет, Государственный Эрмитаж

House of Worth, ротонда, к. 19 века, атлас с тканым бархатным узором, золотая нить, подвески, бисерные кисточки, Государственный Эрмитаж

House of Worth, ротонда, к. 19 века, атлас с тканым бархатным узором, золотая нить, подвески, бисерные кисточки, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт,  платье императрицы Марии Фёдоровны, 1880-е, атлас, бархат, плюш, кружево, фасонная бахрома, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1880-е, атлас, бархат, плюш, кружево, фасонная бахрома, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье З.Н. Юсуповой, 1900 г., шелк, кружево, стразы; вышивка, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье З.Н. Юсуповой, 1900 г., шелк, кружево, стразы; вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е, атлас, шелк, бархат, металлическая нить, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е, атлас, шелк, бархат, металлическая нить, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1892, бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1892, бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1898 г., муар с тканым атласным узором, шифон, кружево, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1898 г., муар с тканым атласным узором, шифон, кружево, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1898 г., шифон, тафта, атлас, кружево; набивной узор, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1898 г., шифон, тафта, атлас, кружево; набивной узор, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1900-е, бархат, кружево, тюль, бисер; вышивка, Государственный Эрмитаж

House of Worth, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1900-е, бархат, кружево, тюль, бисер; вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Уорт (Charles Worth), платье, 1880-е г.г., шелк репсового переплетения, муаровая лента, Государственный Эрмитаж

Чарльз Уорт (Charles Worth), платье, 1880-е г.г., шелк репсового переплетения, муаровая лента, Государственный Эрмитаж

Чарльз Уорт, платье, к.1880-х - н.1890-х, бархат, шифон, синель, золоченная металлическая нить, репсовая лента с подвесками, Государственный Эрмитаж

Чарльз Уорт, платье, к.1880-х — н.1890-х, бархат, шифон, синель, золоченная металлическая нить, репсовая лента с подвесками, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1880-е, атлас, тюль, кружево, шифон, бусины, стеклярус; вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1880-е, атлас, тюль, кружево, шифон, бусины, стеклярус; вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е, бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, бисер, вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е, бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, бисер, вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е., бархат, шелковая и метал. нити, муаровая лента, вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е., бархат, шелковая и металлизированная нити, муаровая лента, вышивка, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1894, муар, атлас, кружево, бусы из искусственного жемчуга, серебряная нить, Государственный Эрмитаж

Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1894, муар, атлас, кружево, бусы из искусственного жемчуга, серебряная нить, Государственный Эрмитаж

Благодарим за внимание и до новых встреч!