Современная индустрия моды многосторонне надломлена — подиумные шоу не соответствуют ожиданиям розницы, дизайнеры не изучают запросы жаждущей качественных вещей публики и в итоге мы не можем купить пальто зимой — попросту не из чего выбрать…Кого винить в сложившейся ситуации?

В один из немногих ясных дней в Великобритании я болтала с молодым и смелым Лондонским дизайнером Джонатаном Андерсоном, хвалившимся тем, как за три года ему удалось создать дополняющие друг друга коллекции странно-транссексуальной вычурной мужской одежды и интригующе-пленительной женской.

«Что это?» — спросила я, глядя на обилие эскизов на стенах его студии-мастерской в лондонском Ист Вилладж (East Village).

«Круизная коллекция!» — отвечает 28-летний североирландец, известный нам под брендом J.W.Anderson

Круизная коллекция? Уже! Этот парень в бизнесе всего 5 лет и у него в мастерской трудится лишь 12 человек. Следует ли ему запускать «модный станок» и штамповать более 4-х коллекций в год? К мнению, что мода стала поточным станком, присоединился недавно даже Альбер Элбаз (Alber Elbaz) из Lanvin перед одним из показов мужской коллекции модного дома, с сожалением при этом вздохнув: раньше он любил совершать небольшие исследовательские путешествия по посещаемым с показами городам и позависать в различных галереях в поисках вдохновения для своих шоу, но, с увеличившимся в два раза количеством необходимых к выпуску коллекций, сейчас на такие трипы времени не остается ни физически, ни морально. Приходиться заменять их виртуальными турами, что, конечно же, совсем не то…

Носите вещи, в которых Вас заметят!

Идентифицируйте свою индивидуальность, выделитесь из толпы!

Огромная скорость, с которой движется сегодня мода, явилась составной частью проблемы упадка Джона Гальяно, смерти Александра Маккуина, проблем с запрещенными препаратами у некоторых других известных деятелей моды. Показы в режиме нон-стоп и постоянные требования в обновлении моды привели к тяжелым последствиям и потерям в индустрии, цена такой гонки оказалась слишком высока.

Непрекращающаяся модная гонка возлагает огромную нагрузку как на дизайнеров, так и на маркетинговые бюджеты. Только очень богатые компании могут позволить себе мега шоу-показы повседневной одежды дважды в год, или четырежды, если прибавить коллекции haute couture, или даже шесть раз в год в случае добавления мужской линии. Круизная и межсезонная (т. н. Prefall collection) увеличивают цифру аж до восьми показов в год. Немыслимо! А еще промо-показы, в которых никак нельзя не поучаствовать, в одном-двух мегаполисах на разных концах света, поднимают и без того немалое количнество модных шоу до десяти..!

Десять показов в год!!! Если вычесть из продолжительности года выходные и перерыв на лето, то получается, что практически раз в месяц модный дом или дизайнер просто обязан принять участие в показе или самостоятельно его провести.

Кому же нужно столько моды, кто выпрашивает очередное шоу или показ? Как дизайнеры выдерживают такую гонку?

Под давлением находятся не только творцы-креативщики. Мы, редакторы модных журналов, может и любим частые сезонные коллекции, но своей, рабочей редакторской любовью. Они хороши еще до появления на полках и вешалках магазинов, мы любим подать их читателю на страницах своих изданий, любим, когда интересующиеся пытаются разглядеть детали понравившихся вещей в наших материалах. Как только коллекции, о которых мы только что писали и, казалось бы, в нас должен еще теплиться интерес к ним, «оживают» в витринах, наша любовь к ним угасает. Более того, к тому времени, как те самые вещи, о которых мы вроде бы недавно с неподдельным энтузиазмом делали материал, доберутся до бутиков, нам уже приходится вещать людям, что модно теперь совсем не то, что вы так долго ждали и наконец можете купить, а нечто иное, часто диаметрально противоположное. Сезонная мода «уходит» из магазинов почти полностью примерно за 2 месяца, а в уцененных остатках остаются, как правило, те экземпляры, о которых мы неистово бредили и желали их, когда видели их только в качестве цветных картинок.

Нереальная промо суматоха вокруг основных сезонных коллекций приводит к тому, что они раскупаются за какие-нибудь короткие 6-8-10 недель, их буквально сметают, а межсезонные и курортные линии занимают свои почетные места в магазинах на протяжении почти полугода. Итог всего вышеописанного прост и немного абсурден: хочешь одеться — включайся в шоппинговую лихорадку в самом начале сезона. Не успел или не смог — извини, все закончилось, вот тебе купальник и шортики вместо свитера и куртки.

Как нормальному человеку понять что-нибудь в этой безумной гонке модных вооружений, если теперь даже сезоны все переставлены с ног на голову?! Приходишь летом в магазин в поисках легкого платья, а на вешалках висят шерстяные пальто…Приходишь в начале ноября за пальто — пальто исчезли в угоду куротным одеяниям, т. н. круизной коллекции, как будто бы все, словно перелетные птицы, почувствовав первую осеннюю прохладу, рванули в теплые края.

Какие безумцы устроили такой кавардак?! Байеры, требующие моду без промедлений, кликающие по кнопке «Купить» уже во время онлайн показа, задолго до того, как то, что они покупают будет произведено и доставлено или онлайн-шопперы, жаждущие ухватить какой-нибудь эксклюзив, скажем, в Net-a-Porter, которого ни у кого больше не будет, как минимум в течение двух недель с момента покупки? Куда делись простые временные рамки сезонов года?

Быть может, в такой яростной гонке мода просто сошла с ума, и роскошью теперь считается возможность покупать что-то новое и эксклюзивное непрерывно со скоростью, исчисляющейся в долях секунды?!

Нет никаких сомнений в том, что онлайн шоппинг подпитал жажду «модной» скорости, потому что когда Вы не можете ни потрогать, ни примерить выбранную вещь, теми немногими ощущениями, испытываемыми в моменты выбора и покупки, являются увлеченность увиденной картинкой и нежелание ее упустить.

Поддержка скоростного потока покупательской активности и бесконечных желаний, часто навязанных, создаваемых и поддерживаемых онлайн и офлайн продавцами, осуществляется часто за счет ограниченных серий, т. н. Limited editions. Порой даже составляется лист ожидания и трепетному любителю новинок приходится ждать и еще больше подкармливать в себе «модного зверя», жаждущего быть одним из избранных, а в идеале первым, заполучившим желанный фетиш. Никогда не забуду жену олигарха, хваставшуюся на одном из шоу Ralph Lauren в Москве тем, что она на личном самолете летала в Канны только для того, чтобы первой в России заполучить сумку дизайнера серии Ricky из кожи аллигатора.

В сентябре вся мировая пресса соберется в Нью-Йорке на презентацию коллекций «Весна 2014» от известных мировых домов моды, после чего аналогичные шоу пройдут в Лондоне, Милане, Париже, затем практически сразу все повторится по кругу с межсезонными коллекциями — в чем реальная цель всех этих показов? Увидим ли мы в том, что нам покажут, шквал креатива, какие-то действительно интересные идеи в противовес массовой моде, т. н. Ready-to-wear, одежде стандартной, готовой подойти практически любому? На заре моей редакторской карьеры, много лет назад, именно так и было. Тогда мода haute couture вышла из межличностных отношений с богатеями и превратилась в мастерскую идей для более широкого круга состоятельной публики. В наши дни роль генератора идей отошла к сфере ready-to-wear, предлагающей пригодные для повседневной жизни вещи с характерной авторской изюминкой, а продуктом haute couture стали либо вещи, совсем непригодные для ежедневного применения и больше похожие на карнавальные костюмы, либо уж совсем примитивные в визуальном плане экземпляры, ярко выраженным в которых остается лишь качество исполнения.

Несуразная подиумная мода

Чудаковатая подиумная мода, которая массово подхватывается глянцем, но вряд ли находит своих покупателей ввиду полной неадаптированности к жизни. Фотографы: Yannis Vlamos (Gorunway); Gianni Pucci (Gorunway); Filippo Fior (Gorunway)

Являясь почитателем моды, отражающей широту дизайнерского воображения, я всегда симпатизирую мощным подиумным шоу и стараюсь их не пропускать; любопытным в данном случае является тот факт, что я практически ничего не знаю и не пишу о круизных коллекциях интересных дизайнеров, за исключением презентации такой коллекци Dior в Монако или показа демисезонной коллекции Chanel, организованного Карлом Лагерфельдом, в Версальском дворце. Темпы, с которыми движется «широкая» мировая мода (а я как редактор-обозреватель обязана за ней следить), не позволяют отвлечься от этой вакханалии и задержаться, скажем, в Нью-Йорке, или любом другом мегаполисе, чтобы детально изучить другую моду, присмотреться к менее богатым и известным дизайнерам, которые могут и зачастую оказываются не менее, а то и более интересными.

В личных беседах большие боссы модных домов негодующе жалуются на высокую стоимость поддержания «свежести», интереса к себе, одновременно осознавая, что, к примеру, показ круизных и прочих «не основных» коллекций в Нью-Йорке является вторым по значимости инструментом в глобальном продвижении бренда и жизненно необходим, что он может обеспечить до ? годового оборота. Именно Нью-Йорк, а не другие города. Еще одна сложность, с которой сталкиваются руководители «высоких» брендов — журналисткое мнение, критика или одобрение. Одежду и аксессуары, которые носят и используют простые люди по всему миру, не обсуждают совсем или обсуждают незначительно. К брендам, продающим, скажем, сумочку по цене среднего автомобиля (как в случае с Ricky из аллигатора от Ralph Lauren), заинтересованная публика предъявляет намного более высокие требования. Фишка в том, что интересоваться столь дорогими вещами могут многие, а позволить их себе только единицы. Захотят ли состоятельные люди позволить себе очередную недешевую обновку зависит во многом от журналистов. Чтобы о тебе заговорили журналисты и заговорили хорошо, нужно как минимум участвовать во всех крупных модных шоу, а как максимум чем-нибудь этих журналистов задобрить, а также поддержать разлетающиеся по всему интернету фото и модные заметки рекламными кампаниями в оффлайне.

Традиционный цикл разработки коллекции модным домом для презентации искушенной интернациональной публике занимает около шести месяцев…Довольно длительный срок, чем и пользуются так называемые сети быстрой моды (Zara, H&M, TopShop, Peacocks, J.Crew). Ко времени, когда мода «высоких» дизайнеров доберется до бутиков, у каждой из этих сетей и многих других уже будут заполнены магазины своей, намного более дешевой, но в то же время доступной большинству, одеждой, отвечающей трендам современности, просто выполненной из более простых материалов и менее старательно.

Темп течения моды в наши дни стал абсолютно маниакальным. И менеджмент, и креативное звено дорогих и всемирно известных торговых марок пребывают в постоянной гонке за новшествами, за показами, за топ-моделями для шоу, за окупаемостью… Они выпускают коллекцию за коллекцией чтобы не отстать и поддерживать интерес к себе.

Каков предел этого бесконечного парада новизны? С одной стороны, логическое объяснение такой гонке можно дать исходя из того, что климат на всем земном шаре очень разный. Создаваемые вещи должны подходит и для теплых стран, которых много, и для морозной России, и для Австралии, в которой сезоны года вообще перевернуты с ног на голову. Получается, что для покупателя такой ритм логичен и должен быть выгоден, должен полностью удовлетворять его запросы…

На деле получается другая картина — скорость нарастает, накал страстей в гонке усиливается, быстрая мода заполонила все торговые центры и далеко не всегда актуализирует наполнение магазина под погоду за окном. Молодым дизайнерам, не желающим включаться в вечную гонку и соответствовать на все 100% навязанным трендам, дорога к покупателю часто оказывается либо закрыта совсем, либо настолько терниста, что не каждый выдержит. В итоге в офлайне мы имеем тонны дешевого и не очень ширпотреба made in china, растироважированного миллионами копий, и нереально дорогие вещи модных домов, позволить себе которые могут единицы. Немного лучше модное дело чувствует себя в онлайне, появились интересные игроки, двигающие стоящие вещи нуждающимся за адекватные суммы, однако игроков таких не так уж и много, можно пересчитать по пальцам. Часто и ассортимент у них пересекается. В итоге тот же инкубатор, только чуть более качественный.

Господа, призываем Вас очнуться! Не гонитесь за фантомно-сомнительными радостями и привилегиями обладания китайским Луи Вюиттоном, купленным на «Садоводе», или «серым» яблофоном! Мода должна нравится Вам, а не быть навязанной трендсеттерами и маркетологами, вы должны ощущать себя комфортно и уверенно в любимой одежде. Обратите внимания на другую моду, харизматичную, мелкотиражного или единичного исполнения, пробудите с ее помощью свою индивидуальность и придайте своему образу уникальности!

В завершение хотелось бы вспомнить рекламный ролик Samsung Galaxy S4 Mini с Максимом Виторганом…Кто в теме, тот поймет. Всем модных (каждый интерпретирует это слово по-своему) look’ов и хорошего настроения!

Автор стать: Suzy Menkes (Сюзи Менкес), известный британский журналист и критик моды.

Статья переведена с английского языка и немного дополнена мнением переводчика, ни в коем случае не искажающим ее основного смысла. Перевод осуществлен от первого лица.

Переводчик: Кирилл Татаренко (https://www.facebook.com/kir.tatarenko)

Оригинал статьи: http://tmagazine.blogs.nytimes.com/2013/08/23/sign-of-the-times-the-new-speed-of-fashion/

Оригинал статьи вышел в печать в Нью-Йоркском издании журнала T Magazine, издаваемого The New York Times, 25 августа 2013 года.

Leave a Reply

Your email address will not be published.