Сэсил Битон (Cecil Beaton) — культурный бунтарь модной Великобритании 20 века

Cecil Beaton (Сесил Битон)

Сэсил Битон (Cecil Beaton)

Сэр Сэсил Вальтер Харди Битон (Sir Cecil Walter Hardy Beaton, 14 января 1904 — 18 января 1980) – английский модный фотограф, фотограф портретист, военный фотограф, художник, дизайнер интерьеров, художник по костюмам и сценическим декорациям, обладатель нескольких Оскаров за свои творения в кино и театре. Кавалер ордена Почётного легиона Франции, Командор ордена Британской империи (CBE).

Краткая хронология жизни сэра Сэсила Битона:

14 января 1904, Хэмпстэд (Hampstead), Лондон — у Эрнеста и Этти Битон (Ernest & Etty Beaton) родился сын, которого назвали Сэсилом. Эрнест Битон был торговцем древесиной, Этти Битон дочерью кузнеца. Сэсил рос с младшим братом Рэджи (Reggie) и двумя младшими сестрами — Нэнси (Nancy) и Баба (Baba).

1907 – в три года еще совсем юный Сэсил до самой глубины души очарован фото-открыткой актрисы Лили Элзи (Lily Elsie), эдвардианской красавицы c губками формы лука купидона. В своей книге «Фотобиография» (Photobiography), вышедшей в 1951 году, он объяснит рождение интереса к фотографии именно этим моментом — «Мое сердце подпрыгнуло и забилось с бешеной скоростью от ее красоты».

1912 – в возрасте восьми лет Сэсил Битон поступает в подготовительную школу Хит Маунт (Heath Mount).

Фотоаппарат Kodak 3A

Складная фотокамера Kodak 3A — именно такую Сесил Битон получил на свой одиннадцатый День рождения.

1915 – в подарок на свой одиннадцатый день рождения получает складной фотоаппарат Kodak 3A. Его младшые сестры охотно позируют перед камерой в придуманных им же костюмах. Нянечка помогает молодому фотографу проявлять негативы в ванной. В дальнейшем Битон настолько влюбиться в свою первую камеру, что уже будучи фотографом Vogue и имея возможность приобрести более современную и совершенную технику, зачастую будет отдавать предпочтение своему Kodak 3A.

1916 – Сэсил и его младший брат Рэджи продолжают обучение в закрытой школе-интернате святого Киприана (St. Cyprian’s boarding school). Среди одноклассников Сэсила Битона были такие будущие знаменитости, как Джордж Оруэлл (George Orwell) и Сирил Коннолли (Cyril Connolly).

1918 – после лёгкого жульничества на экзаменах становится почетным учеником школы Хэрроу (Harrow). Проявляет интерес к живописи, фотографии и актёрскому мастерству.

1922 — поступает в колледж святого Джона (St. Johns College) в Кэмбридже. Посвящает себя не учебе, а фотографии и созданию театральных костюмов для драматической студии колледжа.

1925 — Сэсил Битон увлекся практикой высоких ударов (обычно выполняемых ногами), примерил мятно-розовое платье в вынужденной роли, провалил выпускные экзамены и вышел из Кэмбриджа без степени. Постиг тонкости фото-мастерства и самопродвижения у фотографа Пола Танкерея (Paul Tanqueray). Непродолжительное время работает на своего отца, далее пробует стать прилежным «белым воротничком», обрабатывая счета на мешки с цементом в компании известного в то время торговца по фамилии Холборн (Holborn).

1926 – Битон подружился с Ситвеллами (Sitwell siblings) – Эдитой (Edith), Осбертом (Osbert) и Сашевереллом (Sacheverell) — сестрой и двумя братьями. Поэтесса Эдит позирует ему и вскоре добивается, чтобы его имя попало в постоянный список приглашенных на вечеринки выходного дня к ним домой. Сэсил знакомится с состоятельным эстетом-аристократом Стивеном Теннантом (Stephen Tennant), двоюродным дедушкой Стеллы Теннант, модели, родившейся 17 декабря 1970 года в Шотландии. Стивен Теннант знакомит Битона с богемным обществом Лондона, постоянно упоминаемым молодежью и прессой.

Edna Woolman Chase (Эдна Вулмен Чейз)

Эдна Вулмен Чейз (Edna Woolman Chase), главный редактор Vogue с 1914 по 1951 г.г.

1927 — встреча с главным редактором Vogue Эдной Вулмен Чейз (Edna Woolman Chase) в ее лондонском офисе. После беглого просмотра Эдной Чейз рисунков и фотографий Сэсила Битона, разложенных на клетчатом линолеуме, он (Битон) приобретает прозвище «дикаря» Британской фотографии. В декабре Vogue выпускает статью «Изощрённость Mayfair» (Mayfair – центральный богатый район Лондона) с карикатурами светских львиц пера Битона.

1928 – Сэсил Битон в поисках большего признания и славы переезжает в Нью-Йорк. В первую же неделю пребывания на новом месте встречается с Эдной Вулмен Чейз для обсуждения некоторых проектов для Vogue на ближайшее будущее. На официальном ланче, организованном издательском домом Conde Nast встречает редактора Vanity Fair Фрэнка Крауниншильда (Frank Crowninshield). В предстоящие десятилетия Битон будет работать на оба журнала, но преимущественно на американский, британский и французский Vogue.

1929 – светский дизайнер интерьеров и декоратор Элзи де Вульф (Elsie de Wolf) проводит первую выставку Битона в своей галерее. После выставки Сэсил подписывает официальный договор с Conde Nast и становится штатным фотографом Vogue и Vanity Fair.

1930 – Увидела свет «Книга красоты» Сэсила Битона, собрание его фотографических портретов. Знакомится с Питером Ватсоном (Victor William (Peter) Watson), коллекционером и покровителем искусств, спонсором и редактором раздела об искусстве литературного журнала Horizon. Битон и Ватсон питали огромные взаимные симпатии друг к другу, но никогда не были любовниками. Битон становится обладателем 15-летнего права аренды Эшкомб хауз (Ashcombe House), особняка 18-го века в долине Вилтширских холмов (Wiltshire Downs) в Великобритании. Все сливки общества стекались туда толпами на бурные вечеринки и любительские спектакли. Поп-дива Мадонна и ее муж Гай Ричи приобретут этот особняк в 2001 году.

1932 — На голливудской вечеринке знакомится с Гретой Гарбо (Greta Garbo), которая флиртует с ним и дарит ему желтую розу со словами: «Роза, которая живёт и умирает и никогда более не возвращается» (A rose that lives and dies and never again returns).

Первая обложка Сесила Битона для Vogue, июль 1935 г.

Первая обложка Сэсила Битона для Vogue, июль 1935 г.

1935 – первая обложка для Vogue (июльский номер) — сочная пастель — девушка-модель с выразительным черным колье на шее, пышная собранная прическа которой украшена цветами и бабочками.

1937 — снимает свадьбу скандальных «голубков» Уоллис Сипмсон (Wallis Simpson, дважды разведенная на момент свадьбы с Герцогом красавица) и Герцога Виндзорского Эдуарда VIII для Vogue.

1938 – Сэсил Битон сильно испортит себе репутацию микроскопическим антисемитским текстом на одном из своих рисунков, опубликованных Vogue. Промах Битона заметит газетный колумнист Вальтер Винчел (Walter Winchell), тут же призвав его к ответу. В итоге и Битону самому, и Conde Nast придется извиняться перед общественностью, к тому же Vogue отзовет все 130 000 экземпляров скандального тиража и заменит их, удалив порочный рисунок.

1939 – Битон делает свой первый снимок Королевы Елизаветы. Снимок облетает весь мир. Королеву Елизавету после этого все называют феей (fairy Queen).

Eileen Dunne (Эйлин Данн)

Эйлин Данн (Eileen Dunne), 3-х летняя жертва авиа бомбардировки

1940 — на протяжении второй мировой войны Битон работал на Министерство информации Великобритании, снимая жизнь в тылу в самой Великобритании, Азии и на Среднем Востоке. В сентябре 1940 года его фотографию 3-х летней девочки, жертвы авиа бомбардировки Эйлин Данн (Eileen Dunne), сделанную в одном из госпиталей, печатает на свой обложке Life. Снимок девочки с перебинтованной головой, сжимающей в объятиях любимую игрушку, облетел все страны-союзницы антигитлеровской коалиции. Продолжает работать на Vogue, начинает создавать наряды для персонажей фильмов.

1945 — создает декорации и костюмы для постановки «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan) Оскара Уальда (Oscar Wilde).

1946 — Битон снова встречается с Греттой Гарбо, на этот раз в Нью-Йорке. Сразу предлагает ей женитьбу, на что получает категорический отказ. В июле Vogue публикует снимки ушедшей со сцены Гретты Гарбо, одетой как Пьеро. Фотографии сделаны Битоном в ее гостиничном номере во время фотосессии на паспорт. После публикации Гарбо вне себя от ярости, т. к. они утвердила только один снимок из напечатанных.

Reddish House (Рэддиш Хаус)

Reddish House (Рэддиш Хаус) — особняк, приобретенный С. Битоном в 1947 г.

1947 — приобретает Рэддиш Хаус (Reddish House), шикарный особняк в архитектурном стиле эпохи королевы Анны (правила в 1702-1714 г.г.) в деревне Брод Чок (Broad Chalke) графства Уилтшир (Wiltshire). Продолжает нестабильные отношения с Греттой Гарбо, которые продлятся еще несколько лет.

1951 — выходит книга Битона «Фотобиография», обзор которой делает Vogue. Создает костюмы и декорации для постановки Джорджа Баланчина (George Balanchine) «Лебединое озеро», представленной публике компанией «Городской балет Нью-Йорка» New York City Ballet.

1952 – снимки декораций Битона для спектакля «Луговая арфа» (The Grass Harp) Трумэна Капотэ (Truman Capote) напечатаны в майском Vogue. Спонсирует постановку романтической комедии Ноэла Кауарда (No?l Coward) “Кадриль” (Quadrille).

1953 – Сэсил Битон назначен официальным фотографом коронации Королевы Елизаветы второй. Фотографии коронации печатает британский Vogue.

1954 – выходит в свет книга Битона «Зеркало моды» (The Glass of Fashion), сокровищница информации о значимых персонах мира моды.

1955 — заканчивается контракт с Vogue.

1956 – создает костюмы и декорации для бродвейского мюзикла Алан Джея Лернера (Alan Jay Lerner) и Фредерика Лёве (Лоу) (Frederick Loewe) “Моя прекрасная леди” (My Fair Lady). Недолгое время работает на Harpers Bazaar, фотографируя Мэрилин Монро (Marilyn Monroe).

1958 – разрабатывает костюм Жижи (Gigi), героини одноименного фильма Винченте Минелли (Vincente Minelli), которую сыграла Лэсли Кэрон (Leslie Caron).

1960 — удостоен высшей награды Франции — Кавалера ордена Почётного легиона (Chevalier de la L?gion d’Honneur).

1961 — работает над декорациями и костюмами для оперы Джакомо Пуччини (Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini) «Турандот» (Turandot), показанной в музыкальном театре Метрополитен опера (Metropolitan Opera) в Нью-Йорке.

1964 — создает богатые костюмы и декорации для музыкального фильма Джорджа Кьюкора (George Cukor), авторской вариации «Моей прекрасной леди» (My Fair Lady), бродвейского мюзикла Алана Джея Лернера и Фредерика Лёве, упомянутого в нашей хронологии в 1956 году.

1965 — главный редактор Vogue Диана Вриланд (Diana Vreeland) возвращает Битона обратно в штат Vogue, написав ему в предложении о возвращении о том, что только он может обеспечить супер-дупер качество и выбрать правильные снимки (“Only you can give the superduper quality and make the choices”).

1966 — разрабатывает костюмы для “Травитаты” (La Traviata) Джузеппе Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi), поставленной The Metropolitan Opera.

1968 – Национальная портретная галерея (National Portrait Gallery) Лондона проводит ретроспективную фото-выставку Сэсила Битона, ставшую первой фотографической выставкой, проведенной в стенах галереи. После завершения выставки в Лондоне её экспозиция переезжает в музей города Нью-Йорка (Museum of the City of New York) в США.

1969 — создает наряд Катарине Хэпберн (Katharine Hepburn) для роли Коко Шанель (Coco Chanel) в бродвейском мюзикле «Коко» (Coco).

1972 – Сэсил Битон посвящён в рыцари королевой Елизаветой второй (Queen Elizabeth II), в звание Командор ордена Британской империи (CBE).

1974 – тяжелый инсульт частично парализует Битона. Со временем он учится рисовать и фотографировать левой рукой и достаточно успешно, т. к. продолжает освещать модные коллекции для французского Vogue.

1977 – озаботившись снизившимся доходом продает работы всей своей жизни аукционному дому Сотбис (Sotheby’s) в Лондоне — 150 000 отпечатков, четверть-миллиона негативов, не публиковавшиеся до этого цветные фотографии в виде диапозитивов. После успешной сделки выходит из уединения для разработки рекламной кампании Bill Blass, бренда модной одежды, названного по имени американского дизайнера. Бренд Bill Blass существует и по сей день — его официальны сайт http://www.billblass.com Говоря о рекламной кампании Bill Blass Битон скажет, что «Это всего лишь начало, я сделаю еще намного больше» (“I shall continue to do a lot more. This was just the beginning.”).

18 января 1980 — Сэсил Битон умирает от сердечного приступа на четвертый день после своего 76-го дня рождения. В своем завещании оставит для Гретты Гарбо картину маслом 19 века, на которой изображена одна-единственная красная роза.

На протяжении всей своей жизни Сэсил Битон вел дневники, в которые записывал все события своей жизни, заметки о своих друзьях и знакомых, при чем особо не стесняясь в выражениях. Он не прятал свои дневники от общественности и публиковал выдержки из них в своих книгах. Так он писал о некоторых людях, с которыми ему приходилось пересекаться:

  • Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) – “достаточно выдающийся образец фальшиво- неискреннего мастерства” (“quite a remarkable piece of artifice”).
  • Катарина Хэпберн (Katharine Hepburn) – “усыпанный веснушками и сыпью безнадёжный отбелено-пятнистый морщинистый кусок загнивающей материи цвета жженой охры” (“a raddled, rash-ridden, freckled, burnt, mottled, bleached, and wizened piece of decaying matter”).
  • Грета Гарбо, его страстное увлечение, предстала на одном из их ужинов «почти обезьянкой, с растрепанными волосами и ртом в форме большого красного пятна» (“almost simian, with untidy hair and large, smudged, red mouth”).

Несмотря на то, что дневники и мемуары Битона носят достаточно резкий и едкий оттенок, их историческую ценность сложно переоценить. Они являют миру другой взгляд на многих знаменитостей 20 века, взгляд со стороны человека, пересекавшегося с ними (знаменитостями) на равных.

Говоря о Сэсиле Битоне нельзя не упомянуть его новаторских идей, касающихся фонов для фотографий — среди них немыслимые для его времени старые матрасные пружины, листы целлофана и стены, покрытые фольгой. Битон без сомнения был бунтарем, но бунтарем культурным, сумевшим совместить нетрадиционные взгляды с устоявшимся укладом жизни своего времени.

Фотографии Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) Сэсила Битона — видео слайдшоу

Фотографии Греты Гарбо (Greta Garbo) Сэсила Битона — видео презентация

Фотографии Одри Хепберн (Audrey Hepburn) Сэсила Битона — видео слайдшоу

Военные фотографии Сэсила Битона (Cecil Beaton)

За время работы с Vogue Сэсил Битон сделал для журнала 8 обложек. Первую из них внимательный читатель уже видел выше, в описании 1935 года. К сожалению, нам не удалось собрать полную коллекцию его обложек для модного журнала, но еще 4 мы все-таки Вам покажем 🙂 :

Обложка Сэсила Битона для апрельского Vogue 1936 года.

Обложка Сэсила Битона для апрельского Vogue 1936 года.

Обложка Сэсила Битона для сентябрьского Vogue 1948 года.

Обложка Сэсила Битона для сентябрьского Vogue 1948 года.

Обложка Сэсила Битона для июньского Vogue 1949 года.

Обложка Сэсила Битона для июньского Vogue 1949 года.

Обложка Сэсила Битона для декабрьского Vogue 1953 года.

Обложка Сэсила Битона для декабрьского Vogue 1953 года.

Рисунки Сэсила Битона для журнала Vogue

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, июль 1931 года

Рисунок Сэсила Битона для журнала Vogue, июль 1931 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, январь 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, январь 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, апрель 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, апрель 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1933 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1933 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, декабрь 1933 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, декабрь 1933 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, июль 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, июль 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, сентябрь 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, март 1935 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, апрель 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, апрель 1932 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, февраль 1934 года

Рисунок Сэсила Битона (Cecil Beaton) для журнала Vogue, февраль 1934 года